Актуальные проблемы украинского рынка ИКТ

05.05.2005


Ничто великое еще не было создано без энтузиазма (Ральф Уолдо Эмерсон)

Мелочи не играют решающей роли – они решают все.

Добрый день!

Пол года назад я стояла может и на менее значимой, но не менее важной для меня трибуне и выступала на форуме «Информационное общество Украины» , организованном  ведущими ассоциациями и общественными организациями, работающими на рынке ИКТ.

У него была практически та же цель, что и у сегодняшнего высокого собрания, но было и одно принципиальное отличие - энтузиазм.  „Ничто великое еще не было создано без энтузиазма „  - эти слова американского философа Эмерсона были бы лучшим эпиграфом  к той книге, которую я сейчас держу в руках и которую мы уже привыкли называть оранжевой – по цвету революции , вселившей в нас надежды быть не поросто услышанными , мы ожидали - нет, мы были почти уверенны в реальных действиях.

Это вторая редакция оранжевого доклада с громким названием „Доповідь презеденту України Про невідкладні заходи щодо розвитку Інформаційного суспільства”.  В ней по каждому пункту из предложенных мер есть резюме того, что сделано за пол года: п-я-т-ь %. Пожалуй самой реальной из этих мер стали Парламентские слушания – спасибо Комитету по науке и образованию и лично господину Родионову.

Я так долго говорю об этом оранжевом  докладе, а не о самих проблемах потому, что они ВСЕ  там описаны. И описаны исходя не из наших фантазий, а в  соответствии с решениями САММИТа ООН по информационному обществу, под которыми подписалась Украина, обязавшаяся разработать и принять политику и конкретный план действий для достижения целей информационного общества  с учетом интересов всех кругов и сторон и пообещавшая наладить прочные партнерские отношения государственного и частного сектора.

Я  перечислю Вам несколько из проблем украинского ИКТ-рынка, которые требуют своего незамедлительного разрешения.

  • гармонизация законодательства – тезис уже достаточно сдесь освященный;
  • конверсия радиочастот – пожалуй одна из немногих проблем, которую пытаются реально решить: Департаметом подгодовлен   «Проект концепции государственной целевой программы конверсии радиочастотного ресурса Украины на 2006—2015 годы»,  практически согласована с военнными новая таблица распределения частот , согласно которой в монопольном ведении у спецпользователей остается всего 23% . Осталось только утвердить ее и затем составить и согласовать такой  план использования , который позволит расширить возможность уже существущих и вывести на рынок новые перспективные технологии, требующих именно этих , ранее закрытых диапазонов частот.
  • защита персональных данных – проблема в услових развивающихся информационных технологий архиважная, и в комитете по науке и образованию в настоящее время ко второму чтению дорабатывается законопроект № 2681 „Про защиту персональных данных” . Не совсе понятно только зачем при этом  в Министерстве юстиции обсуждается  новый законопроект с аналогичным названием, уже раскритикованный представителями правозащитных и профессиональных организаций как коррупционно-опасный и не отвечающий европейским требованиям.
  • отсутствие реального механизма ЭЦП -  до сих пор вопреки требованиям Закона «Об электронной цифровой подписи» не созан «центральний засвідчувальний орган» и не утверждена программа  внедрения електронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи. Отсутствие этих реальных механизмов сдерживает развитие не только электронной комммерции, но и   повышение эффективности процессов взаимодействия между гражданами, предприятими и органами  государственного и  местного самоуправления.
  • а для самой   е-коммерции , которая является мощным механизмом стимулирования развития предпринимательства и расширением сбыта товаров и услуг, в том числе и на мировых рынках,  необходимо разработать и принять законы «Про электронную торговлю» и «Про государственные электронные услуги».
  • развитие конкуренции – с этим совсем плохо. Например для ISP самым болезненным является вопрос  122 Приказа, который не только выдвигает противоречивые требования к организационной структуре, технической схеме и и устанавливает специальные условия предоставления услуг Интернет всем государственным (бюджетным) организациям  ,  но и создает неравные условия  для конкуренции на рынке и фактически вводит незаконное прослушивание.   До сих пор не отменен .
  • мониторинг и перехват телекоммуникаций – да, новое бывшее правительство   отозвало законопроект №4042 «О мониторинге телекоммуникаций», который фактически легализовывал систему тотальной слежки, но внесен новый законопроект 4042-2, который разработан СБУ и точно так же как и предыдущий позволяет спецслужбе слушать кого угодно и когда угодно практически бесконтрольно. Внесен с единственной целью – затормозить прохождение законопроекта под № 4042-1 «О перехвате телекоммуникаций», зарегистрированный народными депутатами  В.Лебедивским, А.Единым, О.Климпушем, А.Шкилем,  который в отличие от предыдущего, направлен на обеспечение оптимального баланса между потребностями правоохранительных органов и общества.

Я перечислила всего 6 из 47 проблем описанных в „оранжевом докладе”, это не означает, что остальные менее важны. Как известо, мелочи не играют решающей роли – они решают все. Для кого-то важна конверсия частот, а кому-то гораздо важнее кассовый метод учета предоставленния телекоммуникационных услуг и ускоренная амортизация  или уменьшение ставок таможенных пошлин.

Без решения всех этих проблем без исключения построение информационного общества в Украине невозможно так же, как и без разработки и утверждения Национальной стратегии построения информационного общества в Украине и Плана действий по ее реализации, государственной прогарммы Электронная Украина и много другого.

Мы хотим прозрачных, стабильных, недискриминационных, содействующих развитию конуренции правил ведения бизнеса в этой стране. А о какой стабильности может идти речь, когда регулярно   меняется организационная структура управления сферой связи и  информатизации и каждые пол года у нас отменяют в судебном порядке Указы Президента о назначении членов НКРЗ?

Необходимо публично озвучить политическую волю высшего руководства страны о том, что развитие информационного общества в Украине, развитие сферы информационо-коммуникационных  технологий, их внедрение и использование в жизнедеятельность общества и государства является одним из приоритетов государственной политики.

Мы – представители ИКТ- бизнеса –тот класс, от которого зависит будущее Украины.